Само название формата, PortableNetworkGraphics, говорит о его предназначении - для передачи изображений в сетях. Поддерживает полноцветные изображения RGB и индексированные изображения. Возможно использование единственного дополнительного канала для хранения маски прозрачности. Имеет эффективный алгоритм сжатия без потери информации. Этот формат тоже применяется на Web, и речь о нем пойдет также в главе 11.
Формат PCDФормат PCD (PhotoCD) первоначально разрабатывался фирмой EastmanKodakCorp. как часть технологии беспленочной фотографии, но в данном качестве большой популярности он не приобрел. Вместо этого он начал играть заметную роль в практике использования настольных редакционно-издательских систем. Всего лишь за несколько лет из чистой экзотики формат стал обычным способом хранения большого числа изображений (например, в каталогах). Полезной особенностью формата является возможность определения требуемого разрешения изображения при импорте. Это избавляет от длительного импорта 20-мегабайтных изображений с непременным столь же длительным их пересчетом на более низкое разрешение.
При открытии изображения формата PCD появляется диалоговое окно. В нем находится область предварительного просмотра изображения, информация о фотоматериале, сканере и настройки импорта.
Список Pixel Size (Размер в пикселах) содержит перечень возможных размеров изображения. Список Profile (Профиль) позволяет выбрать цветовой профиль, соответствующий типу фотоматериала, на котором был сделан снимок. Таким образом обеспечивается точность цветопередачи.
В списке Resolution (Разрешение) выберите подходящее разрешение для изображения. Чем выше разрешение, тем меньше будет геометрический размер изображения т. к. его "абсолютный" размер в пикселах уже задан. Список Color Space (Цветовое пространство) задает цветовую модель изображения. Это может быть RGB или Lab с 8-ю или 16-ю битами на цветовой канал.
Изображения на PhotoCD всегда записываются в альбомной ориентации. Если же фотограф делал снимок в портретной ориентации, то потребуется поворот на 90°. Это можно сделать прямо при импорте, установив переключатель Landscape (Альбомная)/ Рог trait (Портретная) во второе положение.
Формат PSDФормат PSD (AdobePhotoShopDocument) является внутренним для программы AdobePhotoshop. Поддерживает все типы изображений, от черно-белых штриховых до полноцветных CMYK. В нем сохраняются все сведения о документе, включая слои, каналы, контуры, цветовые профили и параметры печати. Устанавливается по умолчанию для любых вновь создаваемых документов.
Если вы работаете с другими программами фирмы Adobe, то PSD будет идеальным форматом для обмена изображениями между приложениями (InDesign, Illustrator, FrameMaker, GoLive). В последнее время формат стали поддерживать и другие разработчики издательского программного обеспечения. Тем не менее, для работы с программами других фирм мы рекомендуем обратиться к более распространенным TIFF или EPS.
Формат TIFFФормат TIFF ( Tagged Image File Format) был создан в качестве универсального для хранения сканированных изображений с цветовыми каналами (файл с расширением tif). Важным достоинством формата является его переносимость на разные платформы (при сохранении вы можете создать документ, доступный для чтения на компьютерах, совместимых с IBM или Macintosh). Его импортируют все программы настольных издательских систем, а также открывают и обрабатывают практически любые программы растровой графики.
Формат позволяет хранить изображения с любой глубиной цвета и цветовой моделью. Поддерживаются и многочисленные алгоритмы сжатия без потерь качества, что немаловажно для работы с полноцветными изображениями большого размера.
Новая спецификация формата TIFF, появившаяся в Photoshop 6.0, позволяет хранить в файле всю информацию об изображении, как в формате PSD (изображения любого типа и в любой цветовой модели, слои, альфа-каналы, контуры, цветовые профили, параметры растрирования). По сути, PSD и TIFF сравнялись по возможностям. Фирма Adobe ныне является "хозяйкой" формата TIFF и сама определяет его развитие. Пока программы только этой фирмы могут использовать появившиеся расширенные возможности новой спецификации, поэтому лучше не использовать их, если изображение предполагается импортировать в программы других фирм. В традиционном виде TIFF можно считать предпочтительным форматом для изготовления макетов, ориентированных на типографскую печать и другие способы тиражирования.
Для формата TIFF есть ряд дополнительных параметров, собранных в диалоговом окне TIFF Options (Параметры TIFF).
В области Compression (Сжатие) задается алгоритм сжатия. Это могут быть либо алгоритмы LZW или ZIP, обеспечивающие сжатие без потерь качества, либо алгоритм JPEG. В последнем случае следует выбрать желаемое качество изображения. Оно задается численно в поле ввода Quality (Качество). С ним связаны список и ползунок, расположенные по соседству. Для настройки можно воспользоваться любым из этих трех элементов управления. Установленный переключатель None (Нет) в области Compression (Сжатие) сохраняет изображение без сжатия. Заметим, что наиболее типичный алгоритм сжатия для формата TIFF - это LZW. Именно его мы советуем использовать из соображений совместимости с другими программами. Алгоритм ZIP распространен несколько меньше, чем LZW, а сжатие JPEG способны "понять" только очень немногие программы.
В области Byte Order (Порядок байтов) выберите целевую компьютерную платформу IBMPC или Macintosh.
ПримечаниеОтдельного обсуждения достоин формат EPS (EncapsulatedPostScript). Он представляет собой описание изображения на языке PostScript, предпочтительном для полиграфических целей. В рамках данного формата возможно хранение векторной и растровой графики, шрифтов, контуров обтравки, кривых калибровок и т. д. Как и сам язык PostScript, формат EPS является универсальным форматом описания не только растровых и векторных изображений, но и текстовой информации.
Если изображение в формате EPSсодержит и векторные данные, то при его импортировании Photoshop растрирует их. Требуемые параметры изображения задаются в диалоговом окне Rasterize Generic EPS Format (Растеризация формата EPS).
В полях Width (Ширина) и Height (Высота) задаются геометрические размеры растрированного изображения, а в поле Resolution (Разрешение) - его разрешение. Флажок Constrain Proportions (Сохранять пропорции) фиксирует соотношение сторон, предотвращая искажения. Если он установлен, то достаточно ввести только один из размеров, а второй будет вычислен автоматически. В списке Mode (Режим) устанавливается тип изображения. Это может быть полутоновое изображение или полноцветное в моделях RGB, Lab или CMYK. Четкие контуры векторных объектов в EPS-файлах при растрировании требуют сглаживания, иначе на них могут проявиться неровности, "зазубрины". Сглаживание включается флажком Antialiased (Сглаживание).
Изображение в формате EPS можно не только открыть как новый документ, но и поместить в существующий с помощью команды Place (Поместить) из меню File (Файл). В этом случае оно тоже растрируется Photoshop, но без указания цветовой модели и разрешения. Очевидно, что в указании этих параметров нет необходимости, поскольку модель и разрешение полностью определяются документом, в который вставляется EPS-изображение. Единственное, что нужно задать при размещении, - это размер импортируемого рисунка. Photoshop позволяет это сделать интерактивно, что гораздо удобнее численного ввода в диалоговом окне.
Команда Place (Поместить) открывает стандартное диалоговое окно, в котором необходимо выбрать загружаемый файл. Затем модуль импорта интерпретирует содержимое файла и размещает рисунок посередине документа в том размере, который определен в исходном EPS-файле. Чтобы скорректировать размер, если это необходимо, воспользуйтесь манипуляторами на габаритной рамке рисунка. Когда вы придадите ему требуемый размер, сделайте двойной щелчок мышью внутри рамки. Photoshop растеризует рисунок и поместит его на отдельном слое (о слоях см. гл. 4).
При сохранении файлов в формате EPS тоже необходимо указать несколько важных параметров. Для этого предназначено диалоговое окно EPS Options(Параметры EPS), изображенное на рис. 2.24.
В списке Preview (Просмотр) выберите глубину цвета растрового TIFF-изображения, включаемого в EPS-файл для просмотра его содержимого в издательских системах.
В списке Encoding (Кодировка) задайте способ кодирования: ASCII, Binary или JPEG. Наиболее универсальным вариантом является ASCII. Двоичное кодирование существенно сокращает размер файла, но в ущерб совместимости с другими приложениями и устройствами печати. Безопасно использовать двоичное кодирование можно только на компьютерах Macintosh. Наиболее компактные файлы, как и следовало бы ожидать, дает сжатие по алгоритму JPEG. Для него вы можете выбрать в том же списке одну из четырех градаций фактора качества.
Флажок Include Halftone Screen (Включить параметры растра) включает сохранение параметров растрирования изображения. В общем случае этого делать не надо
.Флажок Include Transfer Function (Включить функцию передачи) внедряет в сохраненный файл функцию переноса для принтера. Если вы используете систему управления цветом или просто не вводили функцию переноса (см. гл. 10), то сбросьте флажок.
Внедрение в EPS-файл цветовых профилей устанавливается флажком PostScript Color Management (Управление цветом PostScript). Учтите, что только PostScriptLevel 3 поддерживает управление цветом для изображений в модели CMYK.
Флажок Include Vector Data (Включать векторные данные) заставляет Photoshop помещать в файл EPS векторные представления фигур и шрифтов. При повторном открытии EPS-файла в программе Photoshop эти элементы, тем не менее, все равно будут растрирование
Флажок Image Interpolation (Интерполяция изображения) позволяет несколько улучшить качество печати изображений с низким разрешением за счет сглаживания.
Формат DCS предложен компанией QuarkInc., разработчиком популярной издательской системы QuarkXPress, для того, чтобы облегчить размещение цветоделенных изображений в публикациях. По существу это единственный универсальный способ вставки в издательскую систему или программу иллюстрирования изображения, разделенного на плашечные цвета. Формат DCS представляет собой вариант формата EPS и имеет две версии.
Первая версия, DCS 1.0 позволяла хранить только цветоделенные изображения в модели CMYK. Для этого использовались пять файлов. Четыре из них содержали базовые каналы, а пятый - композитное растровое изображение пониженного разрешения для просмотра в издательской системе. Формат поддерживал цветовые профили и обтравочные контуры.
Вторая версия, DCS 2.0 расширила возможности формата за счет поддержки практически неограниченного числа цветовых каналов и одного альфа-канала. Дополнительное удобство версии 2.0 в том, что все каналы и растровое изображение для просмотра можно сохранить в одном файле DCS.
Photoshop 6.0 имеет два фильтра экспорта в формат DCS отдельно для версий 1.0 и 2.0. Обычно используют версию 2.0, а DCS 1.0 применяют только для совместимости с ранними версиями некоторых издательских программ. Параметры формата DCS практически совпадают с параметрами EPS, что вполне естественно. Единственная особенность в том, что необходимо указать, надо ли сохранить все каналы в одном DCS-файле или в нескольких (рис. 2.25).
Система управления цветомПроблема адекватного воспроизведения цветов принадлежит к сложнейшим в полиграфии. Как добиться, чтобы фотографический оригинал сохранял цветопередачу в типографском оттиске? Дело не только в различиях цветовых охватов устройств, составляющих технологическую цепочку, но и в разных способах отображения цветов. Все сканеры, цифровые камеры и мониторы являются RGB-устройствами, т. е. работают с аддитивными цветами, а принтеры и типографские машины - с субтрактивными. По этой причине добиться абсолютно точного соответствия, скажем, отображения цветов на мониторе и принтере невозможно. Тем не менее, современные технологии позволяют приблизиться к этому идеалу.
Задача правильного воспроизведения цветов решается системами управления цветом (CMS, ColorManagementSystem). Они учитывают, во-первых, принципиальное различие воспроизведения и восприятия цветов различными устройствами, а во-вторых, конкретные характеристики оборудования (сканера, монитора, фотонабора, принтера). О том, как функционирует система управления цветом и как ее поддержка реализована в Photoshop, и пойдет речь в следующих разделах. Мы не будем вдаваться в излишние подробности и сосредоточимся только на наиболее типичных ее настройках и основных возможностях.
Принцип работыВ компьютерах Macintosh управление цветом уже давно поддерживается на системном уровне, а на платформе PC оно включено в операционные системы Windows 98, Windows 2000 и WindowsMe. Система управления цветом ColorSync, использующаяся на Macintosh, с точки зрения Photoshop ничем не отличается от ICM 2.0, реализованной в последних версиях Windows.
Чтобы система управления цветом успешно работала, ей необходимо "знать", как передают цвета все устройства в технологической цепочке от сканера до принтера. Задача измерения цветовых характеристик устройств решает калибровка. Ее результатом является построение цветовых профилей (или просто профилей} устройств. Профиль представляет собой таблицу, в которой цвета, отображаемые (или регистрируемые) устройством описаны в единой цветовой модели. Разумеется, эта модель должна включать цветовые охваты всех возможных устройств, т. е. практически совпадать с цветовым охватом человеческого глаза. Вы уже знаете о том, что такая модель существует: это модель Lab. Именно она (или ее аналоги) и используется для описания цветовых охватов всех устройств, задействованных в подготовке печатных изданий. Аппаратно-независимое цветовое пространство, к которому приводятся охваты устройств (PCS, ProfileConnectionSpace) и составляет ядро системы управления цветом.
Таким образом, систему управления цветом формируют:
Аппаратно-независимая цветовая модель, PCS (ProfileConnectionSpace), по отношению к которой строятся профили конкретных устройств. В большинстве случаев это цветовая модель Lab. Профили устройств, где указаны все характеристики представления цвета конкретным устройством. Различают профили устройств ввода (сканера, цифровой камеры), профили монитора и выводных устройств (принтера, фотонаборного автомата, печатной машины). Каждое устройство имеет собственный профиль. Модули управления цветом СММ (ColorManagementModules), которые собственно интерпретируют данные о цвете и информацию профилей и формируют инструкции по коррекции для каждого из устройств. Управление цветом можно выразить простой схемой (рис. 2.26). Система получает данные из устройства ввода в модели RGB. Они преобразуются СММ в аппаратно-независимый формат в модели Lab с учетом поправок, получаемых из профиля устройства ввода. При выводе на монитор данные в независимой модели преобразуется СММ снова в RGB на основе профиля монитора. Вывод на принтер предполагает преобразование в CMYK с учетом профиля принтера.
Профиль устройства содержит информацию о том, как оно представляет цвета. Цветопередача не одинакова для всех устройств каждого типа. Она различается не только в пределах конкретной модели устройства, но даже для отдельных экземпляров данной модели. По этой причине, строго говоря, следует строить индивидуальный цветовой профиль для каждого устройства, задействованного в технологической цепочке. Более того, цветовые параметры отдельного экземпляра зависят от времени эксплуатации: стареет люминофор электронно-лучевой трубки, меняется спектральный состав источника света в сканерах. Поэтому профиль нельзя построить "раз и навсегда", его необходимо периодически обновлять.
Построение индивидуальных профилей требует специальной измерительной аппаратуры (спектрофотометров, денситометров и колориметров) и программного обеспечения. Эти приборы используются для измерения цветов, отображаемых монитором и получаемых на печати. Программное обеспечение (обычно прилагается к аппаратуре) на основе данных измерений осуществляет построение цветовых профилей. К наиболее популярным из них можно отнести HeidelbergColorOpen, AgfaColorTune, KodakColorFlow и CandelaColorSynergy. Они могут строить цветовые профили всех типов при наличии необходимой аппаратуры.
Профиль сохраняется в файле с расширением icm, который затем следует установить в систему управления цветом. Например, чтобы установить цветовой профиль в MicrosoftWindows 98, достаточно щелкнуть на его файле правой кнопкой мыши и в открывшемся контекстном меню выбрать команду Install. Файл профиля будет установлен и размещен в папке Color, находящейся в системной папке Windows.
Чтобы цвета изображений правильно передавались всеми устройствами, необходимо снабдить каждое из них своеобразным "цветовым паспортом". Он должен содержать описание цветового пространства (т. е. цветовой профиль), в котором изображение создано или отредактировано. Только в этом случае система управления цветом сможет верно трактовать цвета изображения и следить за их правильностью на любом устройстве вывода. Таким образом, необходимым условием работы системы управления цветом является внедрение цветовых профилей в изображения.