Монохромные, полутоновые и полноцветные изображения широко используются при изготовлении оригинал-макетов, предназначенных для тиражирования любыми способами. Кроме перечисленных, существует еще один тип цветных изображений, который до недавнего времени имел сугубо историческое значение. До широкого распространения видеоадаптеров с большим объемом видеопамяти и мониторов SVGA, большинство компьютеров были способны отображать на экране не более 256 цветов одновременно. Более старые мониторы ограничивали это количество до 64-х или 16-ти. Наиболее рациональным способом кодировки в таких условиях являлось их индексирование. При индексировании каждому из цветов изображения присваивался порядковый номер, который использовался для описания всех пикселов, имеющих этот цвет. Поскольку для разных изображений набор цветов отличался, он хранился в памяти компьютера вместе с изображением. Набор цветов, использованных в изображении, получил название палитры (цветовой таблицы), а способ кодирования цвета — индексированный цвет (indexedcolor). С развитием компьютерных видеосистем индексированные цвета перестали использоваться столь широко. Даже современные офисные компьютеры способны отображать на экране 65 536 (режим High Color) или 16,8 млн цветов (режим TrueColor).
Глубина цвета индексированных изображений зависит от количества элементов в его цветовой таблице и может находиться в диапазоне от 2 до 8 бит. Для описания 64 цветов нужно б бит, для 16 цветов — 4 бита. Для изображения, состоящего из 256 цветов, требуется 1 байт (восемь бит). Соответственно меняется и объем памяти, занимаемый индексированным изображением. Для изображения с палитрой из 256 цветов требуется столько же памяти, сколько и для полутонового. При меньшей цветовой таблице объем занимаемой памяти будет еще ниже. Заметьте, что изображение является цветным при весьма малых размерах файла. Именно это обстоятельство дало вторую жизнь индексированным изображениям с развитием Web-дизайна, поскольку для передачи по сети размеры файлов критичны. Сейчас индексированные форматы широко используются при подготовке изображений для электронного распространения.
Индексированные изображения обычно получают из полноцветных сокращением количества цветов. В Photoshop для этого служит команда Indexed Color (Индексированный цвет) списка Mode (Режим) меню Image (Изображение). Она открывает диалоговое окно, в котором задаются параметры перевода изображения в индексированный цвет (рис. 2.16).
В первую очередь это палитра (цветовая таблица), число цветов, дополнительные цвета и прозрачность. Ниже, в группе Options (Параметры), задается способ обработки полупрозрачных областей и параметры сглаживания.
В списке палитр Palette (Палитра) на выбор предлагается несколько вариантов. Их можно разделить на фиксированные и алгоритмические. Первые представляют собой строго определенный набор цветов. Как правило, это цвета, использующиеся какой-либо программой просмотра или устройством (например, палитра Web, стандартная для браузеров, палитра Uniform — для VGA-мониторов, Windows — системная палитра Windows.
Алгоритмические палитры Photoshop генерирует индивидуально для каждого изображения. Такие палитры обеспечивают наиболее адекватную передачу. Предлагается несколько альтернативных алгоритмов редуцирования цветов. К ним относятся палитры Selective (Селективная), Adaptive (Адаптивная) и Perceptual (Перцептивная). Во всех случаях Photoshop автоматически подбирает в таблицу максимум цветов изображения, но делает это по разным алгоритмам. Палитра Adaptive (Адаптивная) — это просто выбор наиболее частых цветов. Selective (Селективная) отдает предпочтение тем цветам, которыми залиты наибольшие области изображения плюс цвета из Web-палитры, a Perceptual (Перцептивная) ориентируется на особенности восприятия, сохраняя цвета той части спектра, где глаз наиболее чувствителен к деталям.
Наконец, пункт Previous (Предыдущий) означает, что программа использует таблицу, определенную для предыдущего индексированного в этом сеансе файла.
Список Colors (Цвета) задает количество цветов в индексированном изображении, иными словами, размер палитры. Этот параметр имеет смысл только для алгоритмических палитр, т. к. в фиксированных палитрах он задан жестко. Чем меньше цветов использовано в изображении, тем меньше его размер, но хуже цветопередача.В поле Forced (Принудительно) задаются наборы цветов, вводимые в таблицу "принудительно". Это могут быть черный и белый цвета, Primaries(Базовые) (синий, красный, зеленый, пурпурный, желтый, голубой, черный и белый) или другие. Выберите вариант Primaries (Базовые) и проследите, как меняется изображение.
ПримечаниеОграниченное количество цветов в палитре подходит только для рисованных изображений. Если в индексированный формат переводится фотография (рис. 2.17, а), она станет похожа на плакат с резкими границами цветных областей (рис. 2.17, б). Для имитации переходных цветов используются алгоритмы сглаживания (dithering). Расположив рядом пикселы более темного и более светлого оттенков одного цвета, можно передать отсутствующий промежуточный цвет. Сглаживание индексированных изображений может проводиться разными способами, определенными в списке Dither (Сглаживание).
Алгоритм Pattern (Узор) представляет цвета, отсутствующие в палитре, в виде набора смежных пикселов близких цветов. В результате получается своеобразный узор из пикселов (рис. 2.17, в). Бросающийся в глаза узор плохо выглядит на фотографических изображениях. Для них лучше воспользоваться алгоритмом Diffusion (Диффузия), основанном на "рассеянии ошибки". Идея алгоритма заключается в том, что каждому пикселу изображения присваивается цвет, дающий наилучшее соответствие оригиналу вместе с предыдущим пикселом. В результате ошибка в передаче цветов пикселов рассеивается по всему изображению и практически не создает характерного узора (рис. 2.17, г). Тем не менее, в некоторых случаях (например, в длинных градиентных заливках) и этот алгоритм не гарантирует от возникновения узоров. В таких случаях лучше прибегнуть к алгоритму Noise (Шум) (рис. 2.17, д).
В поле Amount (Сила) вводят силу сглаживания. Варьируя этот параметр, вы сможете менять внешний вид индексированного изображения от "плакатного" до практически точного соответствующего оригиналу. Учтите, что чем сильнее сглаживание, тем больший размер имеет файл изображения.
а б в гд
Флажок Preserve Exact Colors (Сохранять точные цвета) заставляет алгоритм сглаживания "обходить" пикселы, цвета которых находятся в палитре изображения. Изображение в режиме Indexed Colors имеет один канал. Откройте палитру Channels, чтобы убедиться в этом (рис. 2.18).
Каждый документ имеет определенные геометрические размеры, разрешение и цветовую модель (то есть глубину цвета). При создании нового документа вы должны будете определить эти параметры самостоятельно. Впоследствии параметры документа, безусловно, могут быть изменены. Однако, в отличие от векторных иллюстраций, изменения возможны лишь в определенных пределах.
1. Выберите команду New (Новый) меню File (Файл). Перед вами диалоговое окно New (Новый). Оно предназначено для определения параметров нового документа (рис. 2.20).
2. В полях Width (Ширина), Height (Высота) устанавливаются геометрические размеры изображения. Единицы измерения при этом задаются в соответствующих списках справа. Продумайте, какие размеры должна иметь ваша иллюстрация, и введите их в диалоговом окне. Для Web-графики лучше выбрать единицу измерения pixels.
3. В поле Resolution (Разрешение) устанавливается разрешение нового изображения в пикселах на дюйм или в пикселах на сантиметр. Помните о том, что оно должно соответствовать предполагаемому устройству вывода. Если документ предназначен для просмотра на Web, наилучшим значением будет 72 ppi.
4. В поле Mode (Режим) определяется тип изображения: Bitmap (Монохромный), Grayscale (Полутоновой) или одна из полноцветных моделей.
5. Переключатель Contents (Содержимое) в нижней части диалогового окна характеризует содержание нового документа. В положении White (Белый) создается документ с белой заливкой, Background Color (Фоновый цвет) — с заливкой фоновым цветом, Transparent (Прозрачный) — вообще без заливки.
Форматы файловОписывая кодирование цветовой информации, мы имели в виду скорее принцип, чем непосредственную реализацию. Разумеется, способ хранения изображений в памяти компьютера определяют разработчики конкретных программ. С другой стороны, для того чтобы их хранить, переносить между
компьютерами и разными приложениями, требуется некоторая стандартизация способа записи - формат файлов. Из-за разнообразия типов изображений и областей их использования существует огромное количество разных графических форматов. Даже исключительно для растровых форматов действует принцип "Больше стандартов хороших и разных!". Если не принимать во внимание узкоспециализированные форматы, останется несколько наиболее употребительных. Для того чтобы программы понимали файлы различных форматов, существуют конверторы. Они переводят информацию из собственного формата файла в формат, понятный данной программе. Чем больше конверторов есть в программе, тем больше различных файлов она может распознать. От версии к версии одной и той же программы формат ее файлов меняется, поэтому для чтения файла предыдущей версии программе также нужен конвертор.
При выборе формата для растровых изображений важны следующие аспекты:
Кроме привычных элементов управления, позволяющих выбрать папку, формат и имя файла, в нем есть область Save Options (Параметры сохранения). Не в каждом графическом формате можно сохранить все элементы документа Photoshop. С помощью ряда флажков, находящихся в этой области, указывают, какие служебные элементы документа вы хотите сохранить в файле. Если графический формат не предполагает хранение каких-либо из них или в документе нет соответствующего элемента, его флажок в области Save Options (Параметры сохранения) будет недоступен. Приведем полный список флажков и сохраняемых ими элементов.
Если вы выбрали графический формат, в котором невозможно сохранить какие-либо особые элементы документа, то в нижней части диалогового окна сохранения появится предупреждение.
Сам Photoshop при сохранении и загрузке файлов в некоторые из приведенных ниже форматов позволяет установить и другие параметры. Они специфичны для каждого формата и задаются в особых диалоговых окнах.
Формат PCXФормат PCX ( PCExchange), разработанный фирмой Z-Soft для программы PCPaintBrush, является одним из самых известных, и практически любое приложение, работающее с графикой, легко импортирует его. Он не позволяет хранить цветоделенные CMYK-изображения и цветовые профили, что делает невозможным его применение при создании цветных публикаций.
Впрочем, "экологическая" ниша, в которой использовался этот формат, теперь заполнена более совершенными форматами GIF и TIFF, поэтому он практически вышел из употребления.
Формат BMPФормат BMP (Bitmap) предназначен для Windows, и поэтому поддерживается всеми приложениями, работающими в этой среде. Позволяет хранить полноцветные изображения в цветовой модели RGB и индексированные изображения. Не поддерживает цветовых профилей и обтравочных контуров. Не применяется в издательской деятельности, но широко используется в оформлении прикладных программ.
При сохранении файлов в этом формате предоставляется дополнительная возможность выбора глубины цвета для индексированных изображений и целевой операционной системы (MicrosoftWindows или IBM OS/2) (рис. 2.22)
Формат JPEGФормат JPEG (JointPhotographicExpertsGroup) предназначен для сохранения растровых файлов со сжатием. Сжатие по этому методу уменьшает размер файла от десятых долей процента до ста раз (практический диапазон - от 5 до 15), но при этом происходит потеря качества (в большинстве случаев эти потери находятся в пределах допустимых). Распаковка JPEG-файла происходит автоматически во время его открытия. Формат поддерживает только полутоновые и полноцветные изображения в моделях RGB и CMYK. Допускается сохранение контуров обтравки и цветовых профилей.
Потери, о которых идет речь, не существенны при создании графики для Internet и принтерных распечаток, но катастрофически сказываются на качестве типографской продукции. Очень эффективный алгоритм сжатия обусловил широчайшее распространение JPEG в среде WorldWideWeb. Использование этого формата в полиграфии не рекомендуется (подробно о нем рассказывается в главе 11).
Формат GIF.Другим широко распространенным в Internet форматом является GIF (GraphicsInterchangeFormat). Более того, он был создан компанией CompuServe специально для передачи изображений в глобальных сетях. К моменту появления формат обладал самым эффективным методом сжатия, что необходимо для сокращения времени передачи изображений и нагрузки на сеть. "Второе дыхание" формат обрел с появлением версии 89а. В этом варианте он допускает хранение в одном файле нескольких изображений. Чаще всего такая возможность используется на страницах Web. Web-браузер демонстрирует изображения, находящиеся в файле GIF 89a, последовательно. Если каждое изображение представляет собой фазу мультипликации, то вы увидите маленький мультфильм.
Формат способен хранить только индексированные изображения. В издательских целях не применяется, однако очень широко распространен на Web. Стандартный фильтр экспорта в. формат GIF поддерживает единственную . особенность формата- чересстрочную развертку (рис. 2.23). Чересстрочная развертка используется браузерами: по мере загрузки в изображении появляется все больше деталей. Это дает возможность пользователю еще в процессе загрузки изображений решить, стоит ли дожидаться ее завершения или перейти к следующей странице.
В Photoshop есть особый и весьма мощный фильтр экспорта в форматы GIF, JPEG и PNG, названный Save for Web (Сохранить для Web),